(812) 335-00-85 | info@baltech.ru

Вибродиагностика дефектов

Во многих крупных агрегатах, например, в турбокомпрессорах, соединение валов осуществляется с помощью жестких соединительных муфт. При таком соединении валы жестко фиксируются друг относительно друга и, в идеальном варианте, должны представлять единое целое, являясь продолжением один другого. На самом же деле из-за неточности монтажа или по эксплуатационным причинам всегда присутствует некоторая расцентровка валов, в общем случае, включающая как параллельный сдвиг, так и угловой излом валов. Соединение расцентрованных валов с помощью жестких муфт приводит к  изгибу валов и появлению в них неуравновешенных масс, что отражается повышенным уровнем вибрации при вращении валов. В этом случае дополнительно появляются увеличенные нагрузки на подшипниковые узлы, что обязательно приводит к ускоренному износу подшипниковых опор и износу уплотнений.
  1. Вибродиагностика дефектов жестких муфт
Каждый из соединяемых валов опирается на два подшипника и для наглядности изложения пронумеруем их «слева-направо»: 1-ый и 2-ой – подшипники первого вала (ротора), 3-ий и 4-ый – подшипники второго вала (ротора), жесткая муфта находится между 2-ым и 3-им подшипниками (см.рис.1) Вибродиагностика дефектов, фаза вибрации, средство вибродиагностики, вибродиагностика муфт

Рис.1 Схема соединения валов

Для определения дефектов жестких муфт необходимо проводить синхронные или синхронизированные измерения уровня и фазы вибрации первой гармоники оборотной частоты в вертикальном и горизонтальном направлении на каждом из подшипников. В идеальном варианте одновременное измерение всех восьми вибросигналов проводят с помощью многоканального виброанализатора CSI 2600. Но многоканальный анализатор – очень дорогое средство вибродиагностики, недоступное многим пользователям. Поэтому в данном случае оптимально использование простого и недорогого взрывозащищенного 2-х канального виброанализатора BALTECH VP-3470-Ex или 4-х канального CSI 2140, имеющих функции синхронизации и балансировки. Диагностическими признаками дефекта муфтового соединения являются:
  • рост уровня вибрации сверх допустимых пороговых значений;
  • изменение фазы вибрации при переходе от подшипника к подшипнику:
  • от 1-го ко 2-ому – на 180º;
  • от 2-го к 3-ему – 0º;
  • от 3-его к 4-ому – на 180º.
Иными словами, фаза вибрации 1-го и 4-го подшипников совпадают и находятся в противофазе к совпадающим фазам вибрации 2-го и 3-его подшипников.  
  1. Устранение дефектов муфтового соединения
Если вибродиагностика муфт выявит наличие расцентровки валов, то, прежде всего, необходимо  восстановить их соосность. Специалисты Отдела Технического Сервиса (ОТС) компании «БАЛТЕХ» проводят центровку валов с помощью системы лазерной центровки «КВАНТ-ЛМ-Ех», обеспечивающей точность центровки до 0,01 мм (показания блоков до 0,001мм). После проведения центровочных работ и монтажа муфты рекомендуется провести динамическую балансировку ротора в собственных опорах с помощью виброанализатора BALTECH VP-3470-Ex. Лицензированный учебный центр «БАЛТЕХ» повышения квалификации и переподготовки кадров приглашает всех технических специалистов на учебный курс ТОР-101 «Основы центровки муфт, валов и лазерной выверки геометрии машин».