Диагностика подшипников скольжения
Подшипники скольжения являются важной составной частью крупных агрегатов, и вибродиагностика подшипников скольжения позволяет избежать аварийных остановов и дорогостоящих ремонтов ответственного оборудования своевременным обнаружением зарождения и развития дефектов подшипников (в компрессорах, в турбинах, в высоскоростном технологическом оборудовании). Под весом ротора и других статических нагрузок в подшипнике скольжения могут возникнуть значительные колебательные силы кинематического и импульсного (ударного) происхождения, а также колебательные силы, вызванные действием сил трения. Также, помимо действия колебательных сил, в подшипниках скольжения могут наблюдаться вибрации с частотой порядка (0,42-0,48)fвр, возбуждаемые автоколебаниями ротора на масляном клине. Гармонические составляющие вибрации ротора в подшипнике имеют кинематическое происхождение и обусловлены неровностями шейки вала. В спектре вибрации проявляют себя гармониками частоты вращения fвр. Что касается сил трения, то мощность возбуждаемой ими вибрации зависит от толщины масляного слоя и, как правило, значительно меньше, чем в подшипниках качения. Удары гидродинамического происхождения обусловлены кратковременным появлением зон кавитации и проявляются себя незначительным скачком мощности случайной вибрации. Во много раз больший скачок мощности случайной вибрации наблюдается при ударах, обусловленных разрывом масляного слоя, когда происходят «сухие» удары шейки ротора о поверхность вкладышей.- Дефекты подшипников скольжения
- износ поверхностей скольжения
- диагностические признаки:
- рост гармоник на частоте вращения fвр за счет увеличения амплитуды колебаний ротора в подшипнике;
- появление вибрации с частотой автоколебаний ротора;
- возбуждение высокочастотной (ВЧ) вибрации, обусловленной гидроударами.
- диагностические признаки:
- выкрашивание поверхностей скольжения
- диагностические признаки:
- возбуждение (ВЧ) вибрации, обусловленной гидроударами.
- диагностические признаки:
- дефекты сборки и установки подшипника
- диагностические признаки:
- возбуждение силами трения (ВЧ) вибрации.
- диагностические признаки:
- дефекты системы подачи смазки
- диагностические признаки:
- появление вибрации с частотой автоколебаний ротора; нестабильность амплитуд гармоник на частоте вращения;
- возбуждение ударной (ВЧ) вибрации за счет разрывов масляного слоя.
- диагностические признаки:
- ухудшение качества смазки
- диагностические признаки:
- рост уровня случайной (ВЧ) вибрации за счет роста сил трения;
- возбуждение ударной (ВЧ) вибрации за счет нерегулярных гидравлических ударов.
- диагностические признаки:
- Методы вибродиагностики подшипников скольжения
- Характерные дефекты подшипников скольжения и их спектры
- Увеличенный зазор в подшипнике
Рис.1 Спектр вибрации подшипника скольжения с увеличенным зазором
Спектр характеризуется целым набором гармоник на частоте вращения вала и набором субгармоник, кратных со значительно меньшей амплитудой.- Вибрации масляного клина
Рис.2 Спектр вибрации подшипника скольжения с масляной субгармоникой
Для данного спектра характерно появление хорошо выраженной субгармоники приблизительно на половине оборотной частоты Если амплитуда этой субгармоники превышает 50% от первой оборотной гармоники частоты вращения вала, то это является свидетельством серьезности дефекта.- Автоколебания вала
Рис.3 Спектр огибающей вибрации подшипника с автоколебаниями вала
Субгармоники с частотой ½ или 1/3 частоты вращения вала свидетельствуют об автоколебаниях вала.- «Сухие» и гидродинамические удары
Рис. 4 Спектр огибающей вибрации подшипника
«Сухие» удары вызывают слабозатухающий ряд гармоник, кратных частоте вращения вала Качественная вибродиагностика подшипников, также как и вибродиагностика роторного оборудования в целом, подразумевает использование современных виброанализаторов, таких как BALTECH VP-3470 или CSI 2140. Данные приборы вибродиагностики подшипников скольжения сопровождается подробной инструкцией по методам диагностики и позволяет специалистам разного уровня подготовки быстро освоить все функциональные возможности приборов и уверенно проводить вибродиагностику и виброналадку (балансировку) широкого класса машин. Несмотря на то, что обучиться обращению с анализаторами BALTECH VP-3470 и CSI 2140 может даже начинающий диагност, для правильной интерпретации полученных спектров настоятельно рекомендуем вам пройти обучение на курсе повышения квалификации ТОР-103 «Основы вибродиагностики. Методы диагностики подшипников» в лицензированном Учебном центре компании «БАЛТЕХ».