
Виброконтроль
Виброконтроль в технике – это технологии измерения вибрации машин и оборудования и сравнение результатов с нормируемыми (пороговыми) значениями вибрации. Рабочий диапазон частот и пороговые значения вибрации регламентируются либо государственными стандартами или ТУ на контролируемую машину, либо другими регламентирующими документами. Виброконтроль является простейшим и обязательным видом контроля состояния объекта в процессе его работы. При отсутствии встроенных датчиков других физических параметров, виброконтроль считается наиболее информативным и доступным, не требующим ни большого объема измерений, ни дорогостоящей аппаратуры, ни сложных методов анализа. В соответствии с требованиями ГОСТ ИСО 10816 и ГОСТ 25364 виброконтроль вращающихся машин в основном проводится на невращающихся частях в низкочастотном диапазоне:- от 10 до 1000 Гц – для машин со скоростью вращения от 600 об/мин (10 Гц) и выше;
- от 2 до 1000 Гц – для машин со скоростью вращения от 120 до 600 об/мин (10 Гц)
- Методика виброконтроля
- выбор средств измерений – датчика вибрации и виброизмерительного прибора (виброметра);
- выбор точек контроля и направлений измерений:

Рис.1 Точки контроля и направления измерения вибрации насосного агрегата
- выбор способа крепления датчика к контролируемому объекту: на шпильку, клей, на магнит или с помощью щупа. Главное – соблюдение условия, чтобы диапазон измерений составлял не менее трети от резонансной частоты (рис.3)
- выбор длительности и периодичности измерений.
- выбор алгоритма принятия решений.
- Датчики виброконтроля

Рис.2 Схема датчика для виброконтроля (пьезоэлектрического акселерометра)
Вибрация поверхности механизма, на которую установлен датчик, передается на инерционную массу, которая начинает воздействовать на измерительный пьезоэлемент с силой, равной произведению массы на колебательное ускорение точки контроля. Под действием этой силы пьезоэлемент деформируется (испытывая деформацию сдвига, сжатия, растяжения – в зависимости от типа конструкции датчика) и на его поверхностях генерируется электрический заряд, пропорциональный величине деформации. Далее этот заряд усиливается и подается на вход измерительной аппаратуры виброконтроля. Пьезоакселерометр, как и любая другая колебательная система, имеет собственную частоту резонанса (как правило, 30-50 кГц), но которая может быть существенно уменьшена при креплении акселерометра к исследуемой поверхности (см.рис.3). Также, если собственная масса акселерометра сравнима с массой исследуемого объекта, это может отразиться на характере и уровне вибрации.
Рис.3 Частота резонанса акселерометра (датчика вибрации) в зависимости от способа крепления
Поэтому, для получения достоверных результатов виброконтроля, необходимо, чтобы:- масса акселерометра составляла не более 0,1 от массы объекта;
- диапазон измерений составлял не менее трети от резонансной частоты (с учетом жесткости крепления акселерометра к объекту).
- Аппаратура для виброконтроля
- возможность прослушивания сигнала в широком диапазоне частот (режим стетоскопа);
- определение пик-фактора высокочастотной вибрации, необходимого для контроля состояния подшипников качения;
- дистанционный контроль температуры, обеспечиваемый датчиком ИК-излучения (например, пирометр BALTECH TL-0208C);
- оптический контроль частоты вращения.
- Нормы виброконтроля

Рис.4 Границы зон состояния механизма согласно ГОСТ ИСО 10816
- Зона А — новые машины, только что введенные в эксплуатацию.
- Зона В — машины, пригодные для дальнейшей эксплуатации без ограничения сроков.
- Зона С — машины, непригодные для длительной непрерывной эксплуатации. Обычно данные машины могут функционировать ограниченный период времени, пока не появится подходящая возможность для проведения ремонтных работ.
- Зона D — Уровни вибрации в данной зоне обычно рассматривают как достаточно серьезные, для того чтобы вызвать повреждение машины.

Рис.5 Примерные границы зон вибрации для машин разных классов
Как правило, для машин, предназначенных для длительной эксплуатации, устанавливают предельные уровни вибрации, превышение которых в установившемся режиме работы машины приводит к подаче сигналов ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ или ОСТАНОВ:- уровень ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ рекомендуется устанавливать выше базового значения на некоторую долю, в процентах, значения верхней границы зоны В. Если базовое значение мало, уровень ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ может лежать ниже зоны С.
- Вследствие многообразия машин различных конструкций не представляется возможным дать четкое руководство для точного установления уровня ОСТАНОВ. Обычно положение ОСТАНОВ устанавливают в пределах зон С или D.
- виброручку BALTECH VP-3405-2
- вибротестер BALTECH VP-3410
- виброметр-балансировщик «ПРОТОН-Баланс-II»
- вибротестер для диагностики подшипников BALTECH VP-3450