(812) 335-00-85 | info@baltech.ru
Стенд проверки подшипников, отбраковка некачественных подшипников, ПРОТОН-СПП

Стенд проверки подшипников

  1. Введение
В абсолютном большинстве стандартных динамических машин вращение ротора или вала обеспечивается подшипниками качения, и их качество и надежность, во многом, определяют качество и надежность работы машины в целом. Установка некачественного подшипника влечет за собой целый «вал» неприятных последствий: аварийные остановы и простои промышленного оборудования, убытки от непроизведенной продукции, дополнительные затраты на приобретение запчастей и повторный ремонт оборудования. Именно поэтому сегодня актуален вопрос отбраковки некачественных подшипников на этапе входного контроля. Острота этого вопроса хорошо иллюстрируется печальной статистикой: около 50% всех подшипников, реализуемых на рынке России, по тем или иным параметрам не удовлетворяют требованиям ГОСТ 520-2002 «Подшипники качения. Общие технические условия». Производители контрафакта (неликвида), а также любители легкой наживы, специализирующиеся на восстановлении изношенных подшипников, весьма умело маскируют свой «хлам» под продукцию известных авторитетных брендов. В большинстве случаев просто визуальный осмотр подшипника не позволяет усомниться в его высоком качестве – и упаковка, и маркировка, и паспорт – все на высшем уровне! К сожалению, реальное качество подшипников узнается слишком поздно, когда и деньги выброшены на ветер, и простаивает оборудование, требующее очередного демонтажа некачественного подшипника. Специалисты-конструкторы  компании «БАЛТЕХ», учитывая важность отбраковки некачественных подшипников качения, создали компактный и недорогой стенд проверки подшипников «ПРОТОН-СПП», рекомендованный сегодня в качестве обязательного на заводах-производителях подшипников и на участках входного контроля крупных промышленных предприятий. Каждый подшипник, реализуемый сегодня в России и СНГ, должен сопровождаться протоколом выходного контроля и диагностики подшипника на стенде «ПРОТОН-СПП» (или его модификациях), поэтому при покупке подшипника обязательно требуйте названный протокол.
  1. Назначение и конструкция стенда Протон-СПП
Стенд «ПРОТОН-СПП» предназначен для оценки технического состояния подшипников качения по вибрационным характеристикам в соответствии с методикой М 4600-001-00233856-97 «Методика контроля вибрации подшипников качения». На стенде могут быть протестированы подшипники следующих типов:
  • шариковые радиальные однорядные и двухрядные;
  • шариковые радиально-упорные однорядные и двухрядные;
  • роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами;
  • роликовые конические;
  • роликовые радиальные сферические однорядные и двухрядные;
  • роликовые радиально-упорные сферические.
Стенды проверки подшипников компании «БАЛТЕХ» выпускаются в трех модификациях: «ПРОТОН-СПП» – для подшипников с внутренним диаметром 10-50мм;  «ПРОТОН-СПП-II» – для подшипников с внутренним диаметром 40-150мм; «ПРОТОН-СПП-II-УВХ» («ПРОТОН-СПП-II» + набор необходимых инструментов) – для участков входного контроля  подшипников.  Стенд проверки подшипников, отбраковка некачественных подшипников, ПРОТОН-СПП

Рис.1 Основные узлы стенда «ПРОТОН-СПП»

  1. Принцип работы стенда «ПРОТОН-СПП»
Принцип работы стенда «ПРОТОН-СПП» основан на измерении уровня вибрации нагруженного вращающегося подшипника, с последующим сравнением полученных результатов измерений с допустимыми пороговыми значениями. По результатам этого сравнения выдается заключение о годности подшипника к работе. Необходимо отметить, что все операции сравнения и выдачи заключения проводятся в автоматическом режиме специальной программой, а также расширенные возможности измерительного блока стенда «ПРОТОН-СПП», которые, для идентификации дефектов, предусматривают получение временных реализаций вибросигналов, автоспектров и спектров огибающей. Процедура проведения измерений на стенде «ПРОТОН-СПП» хорошо иллюстрируется видеороликом «Стенд проверки подшипников качения», но все равно закрепим увиденное записью основных этапов работы на стенде:
  1. Установка с помощью оправки исследуемого подшипника на шпиндель.
  2. Ввод типа подшипника в программу стенда и получение данных по осевой и радиальной нагрузке, а также по количеству оборотов подшипника.
  3. Выставление рекомендуемой осевой и радиальной нагрузки и приведение подшипника во вращение с рекомендуемой скоростью.
  4. Проведение замера и остановка подшипника.
  5. Просмотр на дисплее терминала управления (или на экране ПК в зависимости от комплектации) результатов проверки: «Годен», «Ограничено годен», «Негоден».
  6. Анализ обнаруженного дефекта по форме вибросигнала, автоспектру и спектру огибающей.
  7. Сохранение и распечатка результатов проверки.
  8. Программное обеспечение «ПРОТОН-СПП»
Как можно видеть, процедура проведения измерений на стенде Протон-СПП вполне очевидна и не представляет особой сложности, поэтому уделим больше внимания работе с его программой: Диагностика подшипников, проверка подшипников качения, главное окно программы ПРОТОН-СПП

Рис.2 Главное окно программы «ПРОТОН-СПП»

  • В соответствующих полях (слева) главного окна программы вводим тип исследуемого подшипника, его индивидуальный номер. Выбираем из предлагаемого списка нужные параметры отбраковки и считываем данные по рекомендуемым нагрузкам и оборотам подшипника (см.рис.1). В правой части главного окна выбираем вкладку «Текущее измерение» – для отдельных подшипников или вкладку «Измерение партии» – для партии однотипных подшипников.
  • Результаты измерений на низких, средних и высоких частотах представляются в блоке «Результаты» (см.рис.3) в численном виде и выделяются цветом (зеленый – годен, желтый – частично годен, красный – брак). Здесь же для наглядности приведены значения допустимых порогов и поле итогового заключения проверки («Годен» – на зеленом фоне, «Брак» – на красном фоне).
Для анализа обнаруженного дефекта можно просмотреть временную реализацию вибросигнала, автоспектр и спектр огибающей (на рис. 3 соответствующая кнопка не приведена, так как рис.3 относится к старой версии программы).
  • Для автоматического сохранения результатов проверки необходимо проставить «галочку» напротив переключателя «Автосохранение» (в нижней части главного окна), для ручного сохранения – кнопку .
Контроль подшипников, диагностика подшипников, главное окно программы с результатами измерений

Рис.3 Главное окно программы с результатами измерений подшипника.

 
  • Для сохранения временных реализаций проставляем «галочку» напротив поля «Сохранять в БД», в противном случае сохраняются только данные по полосам частот, автоспектры и спектры огибающей. Сохраненные результаты измерений автоматически попадают в таблицу всех проведенных в данном сеансе измерений (см. рис. 4) (таблица хранится в закладке «Все измерения»)
Контроль подшипников, диагностика подшипников, таблица проверки подшипников

Рис.4 Таблица проверки подшипников

  1. Результаты измерений сохраняются в трех формах отчетов: по одному измерению, по списку измерений, по партии подшипников. Выбираем нужную форму и нажатием кнопки «Печать» отправляем отчет на распечатку. На рис.5 приведен пример отчета по одному измерению:
Протокол проверки подшипников, Акт аттестации подшипника, диагностика подшипников

Рис.5 Акт аттестации подшипника

  1. Стенд проверки подшипников для участков входного контроля
Специально для участков входного контроля промышленных предприятий компания «БАЛТЕХ» разработала участок входного контроля «ПРОТОН-СПП-II-УВХ», включающий в себя стенд проверки подшипников «ПРОТОН-СПП-II» (вн. Ø 40-150мм) и полный набор измерительных инструментов для:
  • измерения радиального зазора, измерения намагниченности и размагничивания подшипников,
  • измерения твердости колец и тел качения,
  • маркировки дефектных подшипников,
  • ванны для расконсервации и консервации подшипников.
а также полный комплект нормативной документации в соответствии с требованиями ГОСТов и РД ВНИПП и набор мебели для организации рабочего места оператора. Как показала практика, внедрение системы «ПРОТОН-СПП-II-УВХ» позволяет на 30% сократить число аварийных остановов и существенно уменьшить затраты на приобретение подшипников – на несколько миллионов рублей в рамках крупного промышленного предприятия. В результате, окупаемость системы «ПРОТОН-СПП-II-УВХ» по факту составляет 1-2 месяца, против 8-12 месяцев, заявленных нашей компанией ранее. 5. Технические характеристики стенда «ПРОТОН-СПП» Технические характеристики стенда ПРОТОН-СПП, диагностика подшипников 6.Заключение Стенды входного контроля качества подшипников «ПРОТОН-СПП», «ПРОТОН-СПП-II», «ПРОТОН-СПП-УВХ» полностью соответствуют требованиям действующих нормативно — технических документов: ГОСТ 520-2011, ГОСТ Р52545.1-2006/ИСО 1524-1:2004, методика выполнения измерений МВИ ВНИПП.002-04, РД ВНИПП.038-08 и внесены в Государственный реестр средств измерений. Данные стенды имеют международный сертификат IORS:2020 и соответствуют ISO 15242-1,2:2004. Для работы на стендах «ПРОТОН-СПП», «ПРОТОН-СПП-II», «ПРОТОН-СПП-УВХ» необходимо пройти аттестацию по курсу повышения квалификации ПУ-201 «Надежность подшипниковых узлов» в Учебном центре компании «БАЛТЕХ». Стенды входного контроля подшипников качения компании «БАЛТЕХ» обеспечивают 100% гарантию установки в промышленное оборудование только качественных подшипников. Но каждый подшипник имеет собственный ресурс работы (как правило, 8000-12000 часов), который может быть существенно уменьшен под действием повышенных нагрузок или дефектов смазки. Чтобы избежать преждевременных выходов подшипников из строя и своевременно обнаружить зарождение дефектов в них, специалисты Отдела Технического Сервиса (ОТС) компании «БАЛТЕХ» рекомендуют периодически проводить вибродиагностику подшипников с помощью вибротестера BALTECH VP-3450 и виброанализатора BALTECH VP-3470-Ex с программным обеспечением BALTECH-Expert.